Шлюп «Надежда»

Англия, конец XVIII - начало XIX вв.

В фондах ЦГА ВМФ не удалось обнаружить ни одного листа чертежей шлюпа «Надежда» Первой Русской кругосветной экспедиции 1803-1806 гг. под командованием И.Ф.Крузенштерна, однако нашлось множество документов экспедиции, проливающих свет на судьбу этого корабля: судовой журнал; дневник И.Ф.Крузенштерна; письма и прошения Крузенштерна в Морское министерство и на Высочайшее имя; циркуляры Санкт-Петербургского порта.

Не удивительно, что чертежей шлюпа не сохранилось, поскольку это корабль английской постройки, причем не заказанный, а купленный Русским правительством специально для кругосветной экспедиции. Первоначального названия корабля на время постройки, даты и места постройки узнать не удалось, таким образом можно с уверенностью считать, что строительные чертежи шлюпа утрачены безвозвратно.

Из обнаруженных документов было известно, что для экспедиции был приобретен английский трехмачтовый военный шлюп следующих размерений:

Длина по корпусу наибольшая - 112 футов, 2 и ½ дюйма.

Длина по ватерлинии - 95 футов, 9 и ½ дюйма.

Ширина наибольшая - 29 футов.

Осадка - 12 футов и 8 дюймов.

Вооружение - 16 карронад, 9 или 12 фунтовых*.

Исходя из этих данных, были изучены чертежи английских шлюпов подобных размерений конца 18, начала 19 веков, на основании которых был изготовлен предлагаемый чертеж. Надо отметить, что английская корабельная архитектура того времени несколько отличалась от принятой в России, да и класс кораблей - шлюп, для Русского флота не типичен.

На чертеже изображен двуглавый орел в качестве носового украшения шлюпа. Нет данных о том, какую носовую фигуру имел корабль до покупки, однако, учитывая зачисление шлюпа «Надежда» в списки Российского Императорского флота, Высочайшее Повеление об использовании Русского военно-морского флага и огромную международную значимость кругосветного плавания, позволяет предположить, что была изготовлена носовая фигура - традиционная для Русского флота и имеющая значение символа государственной принадлежности - двухглавый орел. Так же наиболее вероятна окраска корабля в традиционные для Русского флота цвета: черный борт, белая полоса по линии орудийных портов, белые бархоуты, стволы мачт.

Предположительно подводная часть корпуса была обшита медными листами еше при постройке корабля, как это было принято для английского флота. Нет исторических данных о замене медной обшивки при подготовке к экспедиции.


* - При воспроизведении чертежей, автор обнаружил, что 12 фунтовые карронады не вписываются в размеры фальшборта и черезмерно загромождают палубу корабля, следовательно в своей работе, автор выбрал 9 фунтовые карронады, для вооружения корабля, что и показано на данном чертеже.

 

«Моделист-конструктор» №10/1974

Лист 1 (600 dpi, 9000x6000)

Page 1

Лист 2 (600 dpi, 9000x5950)

Page 2

Лист 3 (600 dpi, 6000x9000)

Page 3

Лист 4 (600 dpi, 6000x9000)

Page 4

Назад