54-пушечный корабль «Полтава»

Россия, 1712 г.

Cохранившиеся данные для воссоздания внешнего вида этого корабля крайне скудны. Помимо его основных размерении, известна только гравюра П.Пикарта, весьма посредственная по детальности и уровню исполнения. Хранящаяся в фондах Центрального военно-морского музея полумодель «Полтавы» дает представление лишь о конструкции набора корпуса.

Впрочем, архитектура и устройство кораблей того времени были настолько традиционными и регламентированными, что на основании соответствующих руководств и пособий можно достаточно уверенно восстановить корпус и оснастку. Больше неопределенности имеется в отношении декора. По гравюре можно достоверно установить только вид прямо с кормы. Остальные элементы убранства пришлось воссоздавать, пользуясь приемами стилизации.

Общие характеристики. Размерения «Полтавы» были следующими: длина между штевнями 34,6 м, длина по гондеку 39,82 м, ширина по набору 11,69 м, глубина трюма 4,6 м. Поясним эти цифры. Во-первых, оде указанные длины относились только к водоизмещающей части корпуса, без свесов и разных наделок, и поэтому реальные размеры корабля были намного более внушительными. Во-вторых, ширина «по набору» указывает размер корпуса по шпангоутам без учета толщины обшивки. Это было удобно, поскольку позволяло при строительстве корабля размечать шаблоны прямо по чертежу, не внося каких-либо поправок и тем самым устраняя возможность ошибок. Наконец, глубина трюма (или интрюма), обозначающая свободное пространство под нижней палубой, не соответствует никаким внешним размерам, но позволяет оценить объем подводной части корпуса относительно его общих размеров, то есть косвенно характеризовала его вместимость и пригодность для плавания в глубоких водах или на мелководье.

Известно, что обводы корабля были несколько острее, чем у его олонецких и сясьских предшественников, но все равно оставались достаточно полными. Шпангоуты выше нижнего бархоута имели сильный завал внутрь (последнее затрудняло действие абордажных партий противника). Корма «Полтавы» имела характерную «голландскую» срезанную форму.

Вооружение корабля состояло из 54 пушек. На нижней палубе (гондеке) устанавливались 18-фунтовые орудия, на верхней палубе (опердеке) — 12-фунтовые и на шканцах — 3-фунтовые. Экипаж для корабля такого ранга, как «Полтава», насчитывал 250 — 350 человек, хотя мог варьироваться в широких пределах. Водоизмещение, на основе грубой прикидки, можно оценить в 1100—1200 т.

Корпус, рангоут и такелаж. Как уже говорилось, реконструкция архитектуры корпуса и парусного вооружения «Полтавы» облегчалась традиционностью технических решений, принятых в кораблестроении того времени. На основе нескольких руководств были выполнены три варианта общей компоновки корабля, и эти варианты почти полностью совпали. Выборочные проверки ряда параметров на основе других источников также дали очень хорошее совпадение.

Хуже обстояло дело с восстановлением конструкции и расположения второстепенных элементов: трапов, мостиков, корабельных помещений и деталей, которые, собственно, и определяют индивидуальное лицо корабля. При отсутствии документальных данных здесь пришлось идти на определенные допущения и ориентироваться на сохранившиеся модели кораблей той эпохи, как отечественные, так и зарубежные.

Важный вопрос, который предстояло решить — это число орудийных портов. Следует иметь в виду, что в то время орудия зачастую ставились не на всех позициях, да и само число позиции, то есть портов, могло не соответствовать номинальному рангу корабля. Ряд портов разных размеров мог предназначаться для использования в качестве иллюминаторов, вентиляционных люков, лацпортов и т.п. Кроме того, некоторые порты оставлялись как резервные, к которым пушки перекатывались с других позиций в зависимости от надобности. Например, при преследовании противника или бегстве от него к носовым или кормовым портам иногда подкатывали орудия из состава бортовых батарей. На других же судах эти орудия — погонные или ретирадные — были постоянными.

Надо сказать, что художники, рисовавшие корабли, зачастую не могли удержаться от искушения и для большей внушительности помещали пушки во всех подходящих отверстиях. Это всегда следует иметь в виду, изучал старинные картины и гравюры.

Однако есть основания полагать, что в отечественной практике использование портов для других целей, кроме установки орудий, было редким. Поэтому при реконструкции корпуса «Полтавы» были предусмотрены только порты для 54 орудий плюс два резервных кормовых порта. Позиции для погонных орудий не предусматривались.

Реконструкция парусного вооружения выполнена в характерной для ранных кораблей петровской эпохи голландской традиции, которая внешне выражается в использовании эзельгофтов «клювообразной» формы, огромных эксцентрично висящих блоков фалов нижних реев, треугольной (не трапецевидной!) латинской бизани, а также низком креплением топенантов, что приводило к заметному провисанию нижних реев. Важно не упустить некоторые характерные черты, присущие именно петровским кораблям — например, особую проводку штагов. Кроме того, бизань располагается слева от мачты, а не справа, как это было принято на Западе (впрочем, возможно, что такое заключение обусловлено ошибкой граверов, не учитывавших зеркального воспроизведения гравюры при печати).

Декоративное убранство. На гравюре Пикарта достаточно ясно изображен декор кормового среза корпуса. К сожалению, не показаны ни боковые плоскости кормы, ни носовая оконечность. Таким образом, задача реконструкции убранства разделилась на две части: во-первых, детальная проработка декора кормы на основе исторически достоверной гравюры, и во-вторых, воссоздание заново остальных элементов, стремясь в максимальной степени воспроизвести традиции и стиль декоративного искусства петровского времени.

Первая задача заключалась в детальной прорисовке кормовой композиции с привязкой ее к конструкции корпуса. Затем полученный проект был реализован в материале на модели. Данная работа облегчалась благодаря наличию в фондах Центрального военно-морского музея двух зеркально-симметричных конных скульптур Георгия Победоносца, надежно атрибутированных как части убранства «Полтавы». Эти скульптуры были использованы в качестве эталона стиля и технологии изготовления остальных элементов декора.

Вторая задача — воссоздание недостающих элементов — выполнялась на основе свободного творческого решения, опираясь на известные традиции и конкретные примеры корабельного убранства. В целом декор «Полтавы» может служить типичным примером корабельного убранства того времени, хотя и уступающим в пышности и сложности наиболее выдающимся образцам.

Основной темой аллегорической композиции, разумеется, является прославление победы под Полтавой. Общие очертания кормового среза, в отличие от вышедшей из моды пирамидальной голландской композиции, имеют округлый характер. С этой целью пустые треугольные пространства над штульцами закрыты декоративными щитами — кварторписами. Общепринятая в то время прогулочная галерея во всю ширину кормы отсутствует, вместо нее сделана небольшая лоджия с полукупольным верхом и выступающим балкончиком.

Оригинальным и, возможно, уникальным решением является зеркально-симметричное построение всей композиции. Все скульптуры и другие элементы повторяются дважды в зеркальном виде.

Центр верхней части композиции — овальный картуш с названием корабля, обрамленный пальмовыми ветвями. На картуш опираются полулежащие фигуры двух глорий, трубящих в трубы. Две наяды протягивают им лавровые венки.

Ниже, по сторонам лоджии, расположены две упоминавшиеся фигуры Георгия Победоносца (на модели они имеют высоту 12,5 мм). Дальше к краям — две фигуры низверженного Фаэтона, служившего дежурным аллегорическим образом в те годы, под которым подразумевался, конечно, «надменный Карл». На барьере балкончика — двуглавый орел (в морском варианте, держащий в клюве и в лапах карты четырех морей, к которым Россия получила выход). Значительность этой фигуры подчеркивается тем, что она помещена на самой выступающей плоскости. По сторонам балкончика на панелях под окнами — традиционная арматурная композиция из знамен, пушек, копий и т.п. Простенки между окнами украшены плодово-лиственным орнаментом. В разных местах помещены головки зефиров, посылающих ветры победы на русские знамена. На этом, к сожалению, исторически документированная часть декора заканчивается. Дальнейшее описание относится к современной реконструкции.

Героическая тема продолжена в декоре бикгеда — передней стенки носовой надстройки (форкастеля). В центре — пышно орнаментованный картуш с вензелем Петра I. По сторонам — пилястры с прислоненными к ним атлантами, поддерживающими карниз, в виде изможденных стариков с растрепанными бородами, изображающих побежденных шведов. Такие же фигуры установлены на саппортусах, поддерживающих кат-балки. Верхние регели гальюна завершаются бюстами римских воинов с суровыми лицами, изображающих победоносное русское воинство. Композиция увенчивается панелью с арматурой, в центре которой расположена императорская корона.

Носовая фигура изображает традиционного льва, держащего в лапах щит с изображением двуглавого орла.

Архитектурное решение боковых сторон кормы навеяно прямолинейными очертаниями штульцев, которые просматриваются на гравюре Пикарта. Это дало основание отказаться от криволинейных барочных контуров и выбрать более строгий стиль, в чем-то предвосхитивший будущие ампирные тенденции.

Штульцы выполнены двухъярусными и обрамлены витыми колонками, подобными тем, что видны на гравюре по бокам кормовой ниши. В верхнем ярусе по сторонам единственного окна в нишах установлены скульптуры. Вся композиция увенчивается фигурным аттиком с двуглавым орлом. Скульптуры правого борта посвящены традиционной в то время теме — морской — и представляют Нептуна и Амфитриту с соответствующими атрибутами — трезубцем и дельфином. Скульптуры левого борта навеяны плодово-лиственным мотивом, использованном в кормовой композиции, и посвящены прославлению плодородия Украины. Они изображают Вертумна со снопом и Помону, опирающуюся на яблоню. Эти божества плодородия были очень популярны в искусстве того времени.

Раковины подштульцев орнаментованы масками оскаленных медведей (смутно просматриваются на гравюре) и ветвями чертополоха, заполняющими оставшуюся площадь.

 

«Наваль-коллекция» сборник № 1

Лист 1 (600 dpi, 8800x6600)

Page 1

Лист 2 (600 dpi, 6600x4500)

Page 2

Лист 3 (600 dpi, 6600x4350)

Page 3

Лист 4 (600 dpi, 4300x4000)

Page 5

Назад