«Судостроение» № 1/1982

РАЗБОРНЫЕ МИНОНОСЦЫ «ЯНЧИХЭ» И «СУЧЕНА»

Н.Н.Афонин

В связи с выбором в начале 1886 г. Владивостока основной базой русской крейсерской эскадры на Тихом океане, остро стал вопрос о подвижной минной обороне на подходах к Владивостокскому порту. Доставка миноносцев в разобранном виде на торговых судах оказалась единственным приемлемым способом их транспортировки в тех условиях. Такой опыт уже существовал в Германии, поэтому находившемуся на заводе Шихау капитану 2 ранга А.А.Вирениусу было поручено собрать все необходимые материалы по этому вопросу. На их основании временно управляющий Морским министерством в середине февраля 1886 г. предложил МТК «как можно скорее» приступить к разработке проектного задания разборных миноносцев по типу тех, которые строились заводом Шихау [1].

В качестве прототипа МТК выбрал вначале миноносец «Поти», как «наиболее удовлетворяющий предложенной цели - защиты подступов к Владивостокскому порту»; однако после вступления в строй миноносцев типа «Або», имевших лучшие тактико-технические данные, изменил свое решение. Приняв за образец именно этот новый корабль, МТК предложил разделить его корпус на «меньшее количество» отсеков, каждый из которых начинался и заканчивался бы водонепроницаемой переборкой и представлял собой своеобразную изолированную секцию. Поэтому при сборке в местах соединений получались двойные переборки. Оговаривалось также, что габариты и масса отсеков не должны были «препятствовать погрузке их в трюм судна» [1]. По предварительным расчетам достаточным для удобства транспортировки оказывалось разделение корпуса на шесть секций, причем наибольшую массу (13 т) при длине 6,7 м имела та из них, в которую входило котельное отделение (самая легкая - носовая: масса 5 т при длине 5,7 м).

На основании полученных с завода рабочих чертежей в МТК были составлены «Таблицы размерения и приблизительного веса миноноски типа Шихау из шести отдельных частей». Морское министерство обратилось к отечественным заводам с предложением «взять на себя постройку двух разборных миноносцев для Владивостокского порта с механизмами компаунд или тройным расширением пара», а также представить в МТК до 16 сентября 1886 г. сведения о том, «какую заводы могут гарантировать» миноносцам наибольшую скорость, и предложения по методам их разборки. Оговаривалось, что после сдаточных испытаний, проведенных заводом-строителем, корабли в срок до 15 июня 1887 г. требовалось разобрать и подготовить к транспортировке.

4200x1000, 600 dpi

Схема разделения миноносцев «Янчихэ» и «Сучена» на секции-отсеки.

I — носовая, II — минная, III — котельная, IV — машинная, V — офицерская, VI — кормовая

Победителем объявленного конкурса стало Русское общество механических и горных заводов, бравшееся за сравнительно невысокую цену (218000 руб.) построить на принадлежавшем ему Невском заводе два разборных миноносца, которые при той же, что и для прототипа, программе испытаний покажут такие же хорошие результаты [1]. Уже 29 сентября 1886 г. Невский завод приступил к заготовке материала. При рассмотрении представленных заводом чертежей МТК счел нужным обратить внимание «на недостаточную плавучесть носовой части миноносцев типа Шихау», предложив облегчить ее, «удалив... якоря и помещения для патронов Гочкиса» и переделать по образцу миноносца «Котлин» при условии, что это не повлечет за собой уменьшения скорости. Что касается детальных чертежей механизмов, которые собирались скопировать с машин «Або», то комитет предупредил, что за «всякое отступление от этого образца» будет отвечать сам завод, если построенные им миноносцы покажут на испытаниях худшие результаты [1].

Весь ноябрь и первая половина декабря 1886 г. ушли на согласование различных вопросов. Согласившись на внесение в чертежи и спецификации незначительных изменений, направленных на облегчение носовой части, завод отказался от переделки ее «по образцу миноносца «Котлин». 24 декабря председатель правления Русского общества механических и горных заводов отставной полковник В.А.Полетика и начальник Главного управления кораблестроения и снабжения внце-адмирал Н.Н.Андреев подписали контракт на постройку «двух стальных разборных миноносок для Владивостокского порта по образцу построенных на заводе Шихау в Эльбинге, с механизмами тройного расширения, с окончательной отделкой и полным изготовлением их к службе» [1]. Основные положения контракта полностью повторяли требования, предъявлявшиеся в свое время к миноносцам типа «Або», с той лишь разницей, что строиться они должны исключительно из отечественных материалов. Кроме того, МТК настоял на внесении в контракт пункта о дополнительном 20-часовом испытании для более точного определения расхода угля и дальности плавания. За каждый корабль при условии «форсированного давления пара» и достижения на трехчасовом пробеге «не менее 19 уз» Морское министерство обязывалось заплатить 109 тыс. руб. Однако в том случае, если скорость даже на 0,5 уз окажется меньше контрактной, оно оставляло за собой право вообще отказаться от заказа и потребовать возвращения платежей с начислением 6% годовых.

Своими главными размерениями (длина 39, ширина 4,8, углубление 2,05 м), конструкцией корпуса, внутренним расположением, устройством энергетической установки разборные миноносцы практически не отличались от прототипа. Из-за опасения перегрузки и ухудшения мореходности кораблей заводу запрещалось вносить в техническую-документацию какие-либо изменения без согласования в МТК. Только во избежание перерасхода топлива суммарную производительность паровых эжекторов пришлось уменьшить до 40 т/ч.

Из-за неточностей, допущенных при переработке конструкторской документации, первоначальная разбивка корпуса на плазе оказалась не соответствующей обводам миноносца «Або». Пришлось переделывать всю плазовую разбивку, снимая по месту контршаблоны. Не лучше обстояли дела и с механизмами - почти все их чертежи так же перерабатывались, причем размеры всех деталей снимались «с натуры» [1]. Эти непредвиденные при заключении контракта работы затянулись до конца 1886 г. и только в феврале следующего года на стапеле начали вырисовываться очертания корпусов миноносцев, получивших затем заводские номера 1 и 2. При стыковке отдельных секций поясами наружной обшивки (через один) «для большей крепости» перекрывались соединения смежных отсеков. Листы наружной обшивки между собой и со шпангоутами на стыках секций скреплялись болтами с «потаенными» головками, а также заклепками, которые после испытаний во время разборки миноносцев необходимо было вырубить. В мае были выполнены основные части машин, и завод, наконец, смог приступить к их сборке. Через месяц комиссия признала спусковое устройство и работы по корпусу миноносца № 1 выполненными «правильно, прочно и чисто». Оба корабля были спущены на воду с разрывом в несколько дней (№ 1 - в конце июня, № 2 - в первых числах июля), а зачислены в списки флота как «Янчихэ» и «Сучена» 11 июля. В сентябре наблюдавший за постройкой миноносцев старший судостроитель Леонтьев докладывал, что «Янчихэ» практически готов к испытаниям, задержка только из-за минных аппаратов, все еще не доставленных на завод.

После установки в конце сентября минного вооружения и незначительных переделок, связанных с заменой воздухо-нагнетательных насосов Шварцкопфа на более совершенные - Бразерхуда, «Янчихэ» и «Сучена» могли начать испытания, но подводила погода. Ввиду «позднего осеннего времени» и сильных ветров завод предложил испытывать миноносцы не на Кронштадтском рейде, как обычно, а в С.-Петербургском морском канале в неогражденной его части, чтобы исключить влияние мелководья. Однако и туда «Янчихэ» смог выйти на мерную линию только 3 октября. При мощности машин 969 л.с. он после четырех пробегов достиг средней скорости 19,6 уз. В следующих испытаниях, состоявшихся 17 октября на участке Петербург-Кронштадт участвовали уже оба миноносца. Запаса топлива на «Янчихэ» хватало только на 1403, на «Сучене» - на 1477 миль вместо предполагавшихся 2000. По мнению приемочной комиссии, недобор дальности плавания произошел из-за использования малоопытных кочегаров и «не отборного, а обыкновенного качества кардифа» [1]. 31 октября на трехчасовом пробеге «Сучена» достигла средней скорости 19,59 уз при мощности машины 883,4 л.с. От продолжения испытаний пришлось отказаться из-за сильных морозов.

Подводя итог, приемочная комиссия отметила в акте, что главные и вспомогательные механизмы работали удовлетворительно «без всяких недостатков и нагревания трущихся частей». Ввиду полной «тождественности» этих миноносцев и типа «Або» комиссия пришла к выводу, что от оставшихся испытании нет оснований «ожидать результатов менее благоприятных, чем по главным статьям...» [1]. В ноябре «Янчихэ» и «Сучену» подняли па эллинг Невского завода для осмотра, приведения в «должный порядок» и окончательной сдачи. По рапорту Леонтьева не хватало только некоторых второстепенных предметов но кораблестроительной и механической части, а также «пробковой клеенки» па верхнюю палубу, настелить которую намеревались уже во Владивостоке. После разборки и упаковки в контейнеры миноносцы в феврале 1888 г. были приняты в казну, а с открытием навигации на пароходе доставлены во Владивосток, где собраны и в мае 1889 г. спущены на воду.

Став первыми миноносцами русского флота на Тихом океане «Янчихэ» и «Сучена» (с 17 января 1898 г. - № 201 и 202) несли охрану русских промыслов, принимали активное участие в маневрах быстро растущей эскадры. Русско-японская война застала их вместе с другими номерными миноносцами Сибирского экипажа во Владивостоке. Несмотря на почти 15-летний срок службы и порядком изношенные механизмы, 201-й и 202-й продолжали нести службу на ближних подступах к Владивостокскому порту. В июне 1904 г. они принимали участие в набеговой операции русских миноносцев на Гензан (Корея), а в апреле следующего года один из них (201-й) - к острову Хоккайдо [2]. Как и другие миноносцы Владивостокского отряда, они имели маскировочную окраску: корпус выше ватерлинии - серо-желтый с темными «под выступающие из воды камни» пятнами, палубные надстройки - шарового цвета [3]. После войны 201-й и 202-й некоторое время занимались тралением подходов к Владивостокскому порту, затем были поставлены на прикол, а в июле 1911 г. исключены из списков флота.

Постройка разборных миноносцев в европейской части России и последующая их сборка во Владивостоке и Порт-Артуре широко практиковалась и позднее, в течение ряда лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЦГАВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 869, л. 222, 346, 352-354, д. 1242, л. 2; ф. 427, оп. 1, д. 5, л. 10, 31, 44, 46, 50, 52, 76, 87, 106, 108, 109, 122, 128, 143, 173, 182, 215, 218.

2. Егорьев В.Е. Операции владивостокских крейсеров в русско-японскую войну 1904-1905 гг. М., 1939.

3. Вишневский В.C. Дело Морской маскировки. Красный флот, кн. 11, 1924, с. 159-164.