«Судостроение» № 11/1983

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ТИПА «ЛЕЙТЕНАНТ БУРАКОВ»

Н.Н.Афонин

Продолжая программу пополнения Тихоокеанской эскадры новыми миноносцами, Морское министерство наряду с заказом миноносцев германской фирме «Шихау» («Судостроение», 1983, № 10, с. 61) 29 июля 1904 г. разместило заказ на одиннадцать кораблей этого класса и во Франции: там были выбраны хорошо зарекомендовавшие себя заводы общества «Форж и Шантье де ла Медитерране» и Августина Нормана, построившие для России незадолго до русско-японской войны пять миноносцев («Судостроение», 1983, № 2, с. 70). По четыре корабля предполагалось строить на верфях «Форж и Шантье» в Гавре и Ла-Сене, а еще три миноносца по договоренности с этим обществом брался построить на своем заводе в Гавре А.Норман. Переговоры велись только от имени «Форж и Шантье» и держались в связи с военным временем в большой тайне; интересно, что даже русский военно-морской атташе во Франции капитан 2 ранга Г.А.Епанчин узнал о них только в конце сентября 1904 г. и то из «частных источников» [1].

При заключении предварительного договора Морское министерство выдвинуло жесткие требования к срокам готовности миноносцев: на всех кораблях начать испытания предписывалось в ноябре 1905 г., чтобы зимой 1905-1906 г. они смогли совершить самостоятельный переход на Тихий океан и принять участие в боевых действиях. Определив срок постройки «без всякого запаса времени», Морское министерство вынуждено было, как и при заказе миноносцев фирме «Шихау», воспользоваться уже отработанной документацией построенных ранее во Франции миноносцев типа «Осетр»; уже 30 сентября 1904 г. МТК утвердил спецификацию. Размерения миноносцев остались теми же: длина по грузовой ватерлинии 56,6, наибольшая ширина 6,3 и осадка 1,97 м. Однако деревянную нижнюю палубу (платформу) заменили на стальную толщиной 2 мм; кроме того, по опыту «Форели» и «Стерляди» несколько увеличили толщину палубной обшивки в районе световых машинных люков; толщина листов поясьев наружной обшивки изменялась с 3,3 до 6,8 мм: для придания корпусу большей прочности изменили ряд конструктивных узлов. Все это привело к увеличению массы корпуса на 13 т. Отсчет шпангоутов, как это принято во французском флоте, начинался от мидель-шпангоута в нос и корму, причем кормовых насчитывалось на один больше, чем носовых. Шпация во всех отделениях (кроме машинного) составляла 600 мм, в машинном несколько меньше [2].

Девять водонепроницаемых переборок, доведенных до верхней палубы, делили миноносцы на десять отсеков. Четыре котла системы Нормана, рассчитанные на рабочее давление 17 ат, размещались в двух отделениях, причем между котельными находились два машинных; главные машины были смещены одна к правому, другая к левому бортам. По левому борту в носовом и правому в кормовом машинных отделениях предусматривались запасные угольные ямы. Индикаторная мощность каждой главной машины строго не оговаривалась, но предполагалось, что она окажется не менее 3000 л.с., при частоте вращения 310 об/мин, что, по мнению проектантов, могло обеспечить 26-узловую контрактную скорость. Циркуляционные помпы, использовавшиеся во время остановок машины или на «очень малых ходах» для поддержания вакуума в конденсаторах, при необходимости могли откачивать воду из трюма. Противопожарные средства состояли из двух донок системы Листа и двух переносных брандспойтов, которым также отводилась роль дополнительных водоотливных средств (штатные состояли из десяти эжекторов, двух циркуляционных помп, нескольких донок и трюмных помп). При заполнении любого из отсеков (кроме таранного, унтер-офицерского и кормового) вода откачивалась одновременно соответствующими эжекторами, циркуляционными помпами и донками. Носовой и кормовой патронный, а также минный погреба в случае необходимости затапливались за 15-20 мин через клинкеты, управлявшиеся с верхней палубы.

Электрическое освещение состояло из 59 16-свечовых ламп; восемь сигнальных электроколоколов размещались во всех основных отсеках миноносца и приводились в действие из боевой рубки. Диаметр прожектора увеличили до 60 см вместо прежних «40-сантиметровых». Из-за ряда различных усовершенствований возросла масса энергетической установки (4,8 т), динамо-машин, прожекторов, минного вооружения; кроме того, на 2 т был увеличен запас пресной воды. Поэтому, несмотря на несколько уменьшенный запас топлива (29,6 вместо 30,4 т), проектное водоизмещение миноносцев увеличилось до 335,8 т.

Прожекторную площадку по образцу французских миноносцев «Catapulte» и «Bombarde» переделали в ходовой мостик, вывели туда привод парового штурвала, две переговорные трубы из машинного отделения, установили телеграф и компас. Предполагалось сделать «крылья до самого борта с пулеметами», однако вследствие громоздкости и ненадежности от подобной конструкции отказались. Кормовой ходовой мостик перенесли с палубы на крышу сходного тамбура, а на его месте оборудовали рубку для камбуза и беспроволочного телеграфа; при этом сам тамбур из-за установки здесь главного компаса пришлось изготавливать из немагнитной стали, содержащей около 25% никеля. Такая же сталь предусматривалась и для лобовой части боевой рубки, находившейся рядом с компасом, откуда миноносец управлялся в бою.

На кораблях предполагалось установить минные аппараты для «45-сантиметровых» мин Уайтхеда образца 1904 г. К артиллерийскому вооружению (75-мм н пять 47-мм орудий) прибавили по два переносных пулемета с четырьмя стационарными стойками. Для «производства сигналов» и растяжки сети беспроволочного телеграфа предназначались две мачты высотой 14,4 м. Ручные якорные лебедки решили заменить паровыми брашпилями, а также сделать паровое отопление, отсутствовавшее па миноносцах типа «Осетр». Сохранилась на кораблях и характерная для миноносцев французской постройки «возвышенная» палуба или «решетчатый настил», расположенный на 0,6 м от основной стальной верхней палубы. Внутреннее расположение практически ничем не отличалось от принятого на «Форели» и «Осетре». В спецификации оговаривалось, что сверх указанного водоизмещения (335,8 т) еще 6 т составит масса «запасных частей», колосников, гребных винтов, штоков поршней и т.д.» [1].

Несмотря на отсутствие контракта, постройка кораблей на верфях «Форж и Шантье» первое время велась быстро и слаженно - уже к декабрю 1904 г. обшивка первого из них была доведена до верхней палубы, выкованы гребные валы, отлиты основные части механизмов. На заводе же Нормана дела обстояли значительно хуже: не имея контракта и документации «на предъявление поставщиками», нельзя было требовать своевременности поставок, что грозило срывом контрактных сроков.

Только 10 декабря 1904 г. главный директор общества «Форж и Шантье де ла Медитерране» и начальник отдела сооружений ГУКиСа контр-адмирал А.Р.Родионов подписали контракт «на поставку 11 эскадренных миноносцев» стоимостью по 1590 тыс. франков. При этом обществу предоставлялось право поручить постройку трех миноносцев заводу Августина Нормана и К° в Гавре, которым оно и воспользовалось. Приемо-сдаточные испытания намечалось провести в Гавре и Ла-Сене в течение месяца. В контракте уделялось большое внимание условиям этих испытаний. Строго оговаривалось водоизмещение кораблей, масса корпуса (132 т), машин и механизмов (121,8 т), вооружения, запас топлива, различных корабельных припасов, что на испытаниях отчасти компенсировалось балластом. На мерной линии (от полутора до двух км) определялась зависимость скорости от числа оборотов в диапазоне 22-26 уз. Расход топлива при испытании на полную 26-узловую скорость определялся из расчета «пробега 950 морских миль с 14-узловой скоростью», что при пересчете на 10-узловую давало контрактную дальность плавания 1860 миль. При восьмичасовом испытании для определения расхода топлива строго оговаривалось, что на кораблях должны работать только те вспомогательные механизмы, которые необходимы для действия машин и котлов. Как и обычно в таких случаях, все вооружение поставлялось Морским министерством, а фирмы брали на себя лишь его испытание: пять выстрелов на ствол из пушки и сто из пулеметов, при этом проверялась в основном прочность соответствующих подкреплений, по два выстрела отводилось на каждый минный аппарат [1].

Эскадренный миноносец «Лейтенант Бураков» (с проектным вооружением):
а - продольный разрез; б - план верхней палубы; в - проекция «корпус» теоретического чертежа.

1 - фонарь Ратьера; 2 - 47-мм орудие Гочкиса; 3 - тентовая стойка; 4 - пулеметная тренога; 5 - штурвал; 6 - компас; 7 - световой люк; 8 - минный аппарат; 9 - камбуз; 10 - рубка радиотелеграфа; 11 - мнн-балка; 12 - раструб вентилятора; 13 - прожектор; 14 - 75-мм орудие; 15 - якорный брашпиль; 16 - якорь; 17 - кат-балка; 18 - бушприт (буфер); 19 - буксирная брага; 20 - мачта, 21 - кубрик; 22 - паровой котел; 23 - главная машина; 24 - офицерская кают-компания; 25 - перо руля; 26 - унтер-офицерская (кондукторская) каюта; 27 - гребной винт; 28 - кранцы для мин Уайтхеда; 29 - решетчатые щиты «возвышенной» палубы (решетчатый настил); 30 - машинный люк.

В феврале 1905 г. появилась надежда на досрочную сдачу некоторых строившихся во Франции миноносцев, о чем сообщил наблюдающий за их постройкой корабельный инженер Г.И.Лидов. 2 апреля секретным циркуляром ГМШ им присвоили названия и зачислили в списки флота (таблица). Спуск на воду первого из них («Лейтенант Бураков») прошел без обычных торжеств по «случаю военного времени». Стараясь соблюсти секретность зазказа, русский флаг на корабле не поднимали, а присутствовавшим на спуске русским офицерам было приказано находиться в штатском [1].

 

Переоборудование кормового мостика под установку 75-мм орудия.

1 - орудийная платформа; 2 - кница; 3 - иллюминатор сходного тамбура; 4 - подкрепления орудийной платформы; 5 - решетчатые люки «возвышенной» палубы; 6 - румпель.

 

Если и с остальными кораблями общество «Форж и Шантье» планировало уложиться в контрактные сроки, то дела у Нормана обстояли несколько хуже - реально он мог рассчитывать на сдачу последнего миноносца лишь в декабре 1905 г. Между тем Морское министерство тщетно пыталось найти способ доставки кораблей в Россию, вплоть до перехода их под французским флагом. Только с определившимся уже исходом войны оно 16 июля 1905 г. наконец приняло решение, что миноносцы прибудут в Россию «по окончании военных действий». В связи с этим фирмам было предложено перенести приемо-сдаточные испытания, «дабы избежать ... приема миноносцев в казну еще задолго до ухода в Россию» [1]. Согласившись на их прибытие «по мере готовности» и торопясь завершить все дела до закрытия навигации, Морское министерство решило провести приемо-сдаточные испытания одновременно в Ла-Сене и в Гавре, что предстояло обеспечить расширенному составу приемочной комиссии.

Поставка вооружения для строившихся кораблей задерживалась, поэтому их вооружением собирались заниматься уже в России. Тогда же, в октябре 1905 г., после длительных переговоров было наконец достигнуто соглашение о доставке миноносцев вольнонаемной французской командой за добавочную плату 75 и 48 тыс. франков из Ла-Сена и Гавра соответственно.

Если испытания в целом прошли успешно (только в Ла-Сене они несколько затянулись из-за неисправностей механизмов и, как следствие, семи неудачных выходов в море), то на переходе в Либаву под командой французских капитанов случилось много непредвиденного - миноносцы «Лейтенант Бураков», «Меткий» и «Мощный» коснулись отмелей, повредив рули и гребные винты, а «Исполнительный», наскочивший у берегов Швеции (неподалеку от Фалькенберга) на камни, погнул гребной вал правой машины, поломал лопасти винтов и смог продолжить путь лишь 31 марта 1906 г. после длительного ремонта на заводе «Бурмейстер ог Вайн» в Копенгагене [1].

Некоторые данные о эскадренных миноносцах типа «Лейтенант Бураков»

Название корабля Завод-строитель Дата спуска на воду Предъявление на испытания Наибольшая скорость и водоизмещение на испытаниях, уз/т Скорость при полном водоизмещении (402-405 т) в различные годы
«Лейтенант Бураков» «Форж и Шантье»
(Гавр)
1905, 20 июня 1905, 30 июня 26,365/312,4 21/1911
«Меткий» То же 1905, 24 июня 1905, 11 августа 26,8/312,0 23,5/1912
«Молодецкий» То же 1905, 15 сентября 1905, 12 октября 26,284/312,3 24,3/1912
«Мощный» То же 1905, 3 октября 1905, 24 октября 27,5/313,6 22/1912
«Ловкий» «А.Норман и К°»
(Гавр)
1905, 15 октября 1905, 1 ноября 27,6/315,9 23/1912
«Летучий» То же 1905, 16 ноября 1905, 28 ноября 27,39/318,5 -
«Лихой» То же 1905, 13 декабря 1906, 2 января 27,45/315,4 -
«Искусный» «Форж и Шантье»
(Ла-Сен)
1905, 11 июля 1905, 14 сентября 26,11/329,3 24/1912
«Исполнительный» То же 1905, 30 июля 1905, 29 сентября 26,3/323,2 24/1911
«Крепкий» То же 1905, 24 августа 1905, 26 сентября 26,6/321,2 -
«Легкий» То же 1905, 27 сентября 1905, 2 октября 26,07/319,0 21,1/1913

Из-за неполадок в механизмах стал на ремонт в Гавре «Легкий», к нему вскоре присоединился и «Крепкий», на котором потребовалась срочная замена цилиндра машины.

6 декабря 1905 г. головной миноносец серии «Лейтенант Бураков» прибыл в Либаву; вскоре подошли и остальные миноносцы постройки «Форж и Шантье», за исключением «Крепкого» и «Легкого»; уже весной 1906 г. пришли в Россию корабли, построенные Норманом. После осмотра комиссия МТК наметила ряд дополнительных работ, главной из которых стало перевооружение в соответствии с распоряжением Морского министра от 6 января 1906 г. На каждом корабле требовалось заменить 47-мм орудия дополнительным 75-мм и довести общее количество пулеметов до шести. Однако предварительные расчеты показали слабость кормовой части корпуса, что не допустило установки 75-мм пушки непосредственно на палубе за кормовым мостиком. Тогда, воспользовавшись предложением специалистов Балтийского завода, разместили это орудие на самом кормовом мостике, непосредственно под сходным тамбуром, при этом расширив площадку и часть ее с компасом и штурвалом выдвинув вперед; два добавочных пулемета установили на местах кормовых 47-мм орудий.

В 1907 г. все миноносцы этого типа переклассифицировали в эскадренные, и они незадолго до первой мировой войны прошли капитальный ремонт. В результате различных усовершенствований их полное водоизмещение возросло до 402-405 т., что привело к переуглублению и снижению скорости до 21-24 уз. В 1908 г. на верхней палубе («решетчатом настиле») проложили минные рельсовые пути для приема и постановки мин заграждения, хотя принятые мины уменьшили остойчивость кораблей до опасной величины, что не замедлило сказаться уже в первые месяцы войны.

29 ноября 1914 г. восемь миноносцев четвертого дивизиона, состоявшего из кораблей французской постройки типа «Лейтенант Бураков», вышли на минную постановку в район Либавы. Перегруженные миноносцы сильно раскачивало (до 30°), заливало водой; толстый слой льда покрыл надстройки и закрепленные на верхней палубе мины. В 12 час. 45 мин. эскадренный миноносец «Исполнительный» опрокинулся, но еще минуты три держался на воде вверх килем. С «Летучего», прошедшего у места его гибели, передали па флагманский корабль, что причина гибели неизвестна, так как «взрыва не было». После чего, по словам очевидца, миноносец «Летучий» сам вдруг как-то неестественно нырнул носом в воду, причем корма по самую трубу отвалилась, словно отрубленная. Продержавшись на воде также не более трех минут, корабль затонул [3].

30 июля 1917 г. погиб еще один корабль этой серии - «Лейтенант Бураков», переклассифицированиый 22 февраля 1912 г. в посыльное судно. Он подорвался на мине заграждения, причем носовую часть вплоть до первой трубы оторвало взрывом, сильно повредило переборку котельного отделения; через одиннадцать минут судно затонуло на глубине около 20 м [4].

Утром 25 октября 1917 г. на помощь революционному Петрограду вышел из Гельсингфорса в составе отряда кораблей эскадренный миноносец «Меткий», который через два дня занял позицию у села Рыбацкое, прикрывая город от контрреволюционных войск Керенского-Краснова. В ноябре «Меткий» и «Легкий» прикрывали минный заградитель «Нарова» во время минной постановки в Финском заливе.

В апреле 1918 г. из Гельсингфорса в Кронштадт пришли шесть миноносцев этого типа, к которым в мае присоединились два оставшихся - «Мощный» и «Легкий». В ходе гражданской войны все эти корабли (за исключением «Легкого» и «Меткого», входивших в состав действующего отряда Балтийского флота), находились в порту на хранении. В 1920 г. «Легкий» передали в распоряжение Всевобуча, «Лихой», «Меткий», «Ловкий» и «Крепкий» через два года составили ядро Финско-Ладожского отряда Морпогранохраны, после чего в мае того же года первые два сдали в порт; «Ловкий» и «Крепкий» (с 31 декабря 1922 г. «Рошаль») перевели в класс учебных кораблей. В 1923 г. сдали на разборку «Молодецкий», через год - еще три миноносца «Искусный», «Легкий» и «Ловкий». В том же году, находившийся в ведении Главвоенпорта «Рошаль» 23 сентября, во время шторма был выброшен на причальную стенку гавани, ремонт признали нецелесообразным и передали корабль па разборку. В ноябре 1925 г. разобрали и последний миноносец этого типа «Мощный». Постройка миноносцев типа «Лейтенант Бураков» (как и типа «Инженер-механик Зверев») была предпринята с единственной целью: использовать их в ходе русско-японской войны. Одновременно уже велись работы над созданием эскадренных миноносцев (минных крейсеров) увеличенного водоизмещения (500 т), имевших лучшую мореходность и более сильное вооружение.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЦГА ВМФ ф. 427 оп. 1, д. 1311, л. 4, 5, 49, 51, 62, 86, 251, 282, 295, 303, 313, 336, 346, 356, д. 1312, л. 33, 116, 240, 265, 287, 317, 223, 329, д. 1626, л. 14, 143, 222, д. 1627, л. 10-15, ф. 417 оп. 1, д. 3044, л. 15, 27, 56, 72. ф. Р-1567, оп. 1, д. 11О, л. 36. д. 179, л. 1 - 10; ф. Р-12, оп 1, д 227, л. 4. д. 226, л. 21, 121, л. 12, 13.

2. Мочарук И.С. Эскадренные миноносцы французской постройки. Руководство при изучении миноносцев. Кронштадт, 1906.

3. Лукашевич С. Гибель миноносцев «Летучий» и «Исполнительный». - Морской сборник, 1934, № 8.

4. Пузыревский К.П. Повреждения кораблей от подводных взрывов и борьба за живучесть. М.-Л, Судпромгиз, 1938.